Актер,
режиссер, сочинитель пьес, художник, бард, еще автомобилист, дачник, наконец,
муж и отец, et cetera. А он — тот же самый. Недавно, кажется, отшумел
в Доме актера бенефис разменявшего «полтинник» артиста Самарского
театра кукол Анатолия Сергеевича Жерноклева, и вот мы беседуем накоротке в пустой
гримуборной. Отражаясь в зеркалах, он рассказывает о театре, людях и куклах, о жизни
и своем месте в ней.
Это вряд ли, как говаривал Сухов из «Белого солнца...», что хоть кто-то
мог помыслить, будто средний сын из рабочей семьи с проспекта Кирова станет кукловодом.
Таких театров по России всего-то около тридцати, в каждом по полтора-два десятка
актеров, так что Жерноклев — один из полутысячи носителей редчайшей
профессии. Безымянский выпускник десятилетки служил командиром электроогневого
отделения ракетной части в Беловежской пуще. После армии подался было «за
туманом и за запахом тайги» в техники-гидрогеологи по нижнему бьефу Красноярской
ГЭС, но неудержимо потянуло на Волгу.
Июль 74-го, жара, волжский — мечта! — пляж, пиво с воблой на
газетке. А в ней объявление о наборе в студию при театре кукол, немало повеселившее
компанию. Через неделю та же картина, и — еще одно такое же объявление.
Знак судьбы? Однако пошел в театр — больше, конечно, из любопытства.
А единожды придя, остался на всю жизнь.
Театр и студию в ту пору возглавлял народный артист РСФСР Роман Борисович Ренц, вторым
режиссером служила его жена Евгения Петровна Заборовская. Творческая эта чета оставила
добрую память о себе — и в истории театра, и, что не менее важно, в
судьбах людей, его составляющих. Жерноклев — один из них. Как и Нина Панина,
Нелли Чернышева, Тамара Загоскина, Людмила Павлова.
Обучали их Ренц сотоварищи искусству кукловождения, сценическому мастерству (речь,
движения, музыка), мировой художественной литературе и — куда ж тогда без
нее? — истории КПСС. Стипендия была около тридцати рублей, да еще и во
вспомогательный состав труппы театра Ренц своих воспитанников принял, на немудреные
радости хватало.
На гастролях Жерноклев изучал географию СССР — Поволжье, Сибирь, Украина,
Узбекистан, Башкирия. А уж свою область исколесил с выездными спектаклями вдоль и
поперек. Сколько за все эти годы он переиграл Волков, Медведей, мужиков, солдат, царей
и королей — не считал, навскидку — за сотню будет. Особняком
несколько особо памятных и любимых ролей: Гай Монтэг из «Механических псов»,
Адам из «Божественной комедии», Вомбат из «Приключений Вомбата».
Актерский труд, конечно же, очень зависимый — в первую очередь от
режиссера. Жерноклев работал с Р. Б. Ренцем, В. И. Куприным,
заезжими постановщиками. И у всех чему-то учился. Четыре года назад дозрел
поставил сказку Г. Сапгира и Г. Циферова «Ты для меня» в соавторстве
с молодым художником Дмитрием Пашкевичем и маститым композитором Александром Бердюгиным.
Сам же и сыграл заглавную роль Слоненка, которого, как и другие куклы, изготовили в
мастерских театра свои умельцы Л. П. Терешкина и В. А. Коротков.
В марте Жерноклев как режиссер выпустил вторую свою премьеру —
«Фараона Кузю» по пьесе А. Староторжского и Л. Титовой. Оформил
спектакль Д. Пашкевич, музыку написала Е. Кирпичникова. Часть мест в зале
была бесплатно предоставлена детям-инвалидам, ребятам из интернатов и детских домов
Самары, Чапаевска, Новокуйбышевска, Борского. Таких зрителей уже побывало на
«Фараоне» более семисот. Сейчас вот Жерноклев договаривается с руководством
ГУИН, чтобы вывезти этот спектакль в детскую воспитательную колонию. Если хоть кто-то
из оступившихся малолеток оттает сердцем, станет менее агрессивным — уже
благо, считает постановщик.
Ставка артиста 12-й категории Жерноклева — 1305 рублей в месяц. На смешное
это жалованье прожить невозможно. Подработка идет по кукловодческой линии, есть лицензия
на выступления. Малым составом, с минимумом декораций артисты ездят по школам, детсадам,
по городам и весям губернии. Для этих выступлений Жерноклев написал три оригинальные
пьесы — «Африка, Африка!» и две без названия.
А еще артист сочиняет песни, их у него уже с полсотни набралось: детские, лирические,
с грустинкой. С коллегой Павлом Павловым, ныне ведущим телепередачу «Лаврушка»
в Тольятти, даже стали лауреатами зимнего Грушинского фестиваля. Пишет Жерноклев и картины
маслом — натюрморты, абстракции, но больше собирает их. А дарят ему их нередко
друзья-художники С. Федоров, Ю. Филиппов, В. Белоусов, А. Песигин.
Жерноклев построил дачу в Водинском массиве, вырастил с женой архитектором Ольгой сыновей
Сергея и Сашу и продолжает «сажать деревья» — играть и ставить для
самых маленьких. Они же такие благодарные!..
Валерий ОСЕЧКИН.
Газета «Волжская Коммуна» №88 (21.05.2002)
Контакты:
email: rusman@inbox.ru